Путь героя

Первые десять карт показывают развитие сознания, соответствующее дневному пути Солнца по небу или Души до материализации. Вторая декада — это трудные задания, ожидающие Героя в «Путешествии по Морю ночи» или Души в материальном мире. Это — ежевечерний заход Солнца на западе, его погружение в воды Моря ночи, борьба с силами тьмы — и, при благоприятном исходе, победоносное воскресение и восход на утреннем небе востока. Само путешествие по Морю ночи занимает Арканы с двенадцатого по девятнадцатый.

Герой — это Шут. В отличие от позднейших, патриархальных мифов, в которых герой — непобедимый силач, поигрывающий дубиной, Таро показывает нам героя гораздо более древнего, в нашем понимании скорее антигероя, дурака. Таким он сохранился еще в наших устных преданиях, в сказках и сагах. История, знакомая, и чем она кончается, мы тоже знаем. Конец всегда один: волшебную траву привозит младший, тот самый дурак, которому все твердили, чтобы он и не думал ехать, потому. что и на лошади-то он сидеть не умеет, и вообще от него нету толку. Во всех сказках мира цели достигает только он и никто другой. Решение самых сложных наших задач всегда кроется там, где мы его меньше всего ожидаем.

Типичный признак Героя — две пары родителей. У него всегда есть либо небесный отец, либо небесная мать. В сказках Герой обычно оказывается пасынком и воспитывается приемными родителями. Первые четыре карты Старших Арканов как раз и показывают нам эти две пары родителей. Небесные родители, Маг (I) и Жрица (II), символизируют два первоначала, ян и инь, творческое -активное и воспринимающее -пассивное. Императрица (III) и Император (IV) — земные родители, через которых эта изначальная полярность обретает форму в нашем мире (природа и цивилизация, деревня и город, обычай и закон).

Жрец (V) обозначает рост и воспитание героя. Пальцы его правой руки сложены в знак, указывающий, что наряду с очевидным (выпрямленные пальцы) существует еще скрытое (согнутые пальцы). Это — первая карта, на которой появляются фигуры человеческого роста (двое учеников на переднем плане). Она символизирует процесс познания ребенка, впервые обнаружившего свое отличие от «больших».

На карте Влюбленных — изображен важнейший поворотный пункт на Пути Героя, когда он должен принять решение: покинуть дом (мать) и идти своим путем (вместе с любимой). Таким образом, глубинное значение карты — «решение по зову сердца, продиктованное свободной волей».

Следующая карта Колесница (VII) — рывок, выход Героя в свет, подлинное начало путешествия, вызов, поиск Священного Грааля, поиск потерянного рая. Он убеждается, что теперь он сам отвечает за все свои дела и поступки, что пожнет он лишь то, что посеял, и что мир, в котором он живет, есть лишь отражение его самого. Это и есть Справедливость, которая в традиционном Таро занимает восьмое по порядку место.

Далее Героя ожидает встреча со старым мудрецом Отшельник (IX), благодаря которой он узнает свое подлинное имя и получит в распоряжение волшебное слово или магические атрибуты, необходимые, чтобы он мог совершить требуемый подвиг.

Следующий шаг — обращение к Оракулу, карма, Колесо Фартуны (X) с вопросом: «Что я должен сделать?» Тем самым мы подходим к концу первой декады Старших Арканов, начавшейся с мужской карты Мага, и вступаем во вторую декаду, которая — в традиционной последовательности — открывается женской картой Силы (XI). Она указывает, что теперь для Героя начинается иньская часть его путешествия, нисхождение в темные, таинственные глубины, где его поджидают большие опасности, а в конце — тщательно спрятанное сокровище.

Повешенный на двенадцатой карте символизирует слабое, больное, заходящее Солнце, приближающееся к водам Смерти . Оно означает, что от нас сейчас либо требуется полное доверие и безоговорочная готовность к жизненным переменам. Это означает, что требуется проникнуть в глубины, либо нас ожидает «ловушка», удар судьбы, который заставит нас искать покоя и перемен.

Карты с тринадцатой по восемнадцатую отмечены черными (XIII, XV и XVI), ночными (XVII и XVIII) или потусторонними мотивами (XIV), поэтому их еще называют «ночными». На заднем плане карты Смерти видно Солнце, заходящее за башни горнего Иерусалима. У рыцаря на этой карте такое же красное перо, как и у Шута, нашего Героя. Продолжая тему беспомощности, воплощенную в предыдущей карте Повешенного, это перо бессильно свисает вниз. Лишь в конце путешествия по Морю ночи, на карте непобедимого Солнца (XIX), мы увидим, как перо с новыми силами взмывает кверху. Люди на карте Смерти движутся влево, на запад, в Царство мертвых. Однако рыцарь, ветер (знамя) и идущая по реке ладья мертвых показывают подлинное направление движения — вправо, на восток, к восходу Солнца.

Следующая, четырнадцатая карта, Умеренность, принадлежит к числу хуже всего понимаемых карт Старших Арканов, поэтому многие наверное удивятся, зачем мы причисляем ее к «ночным картам». Она имеет два основных значения: еще древние знали, что наряду с водами Смерти есть еще воды Жизни, или что источник живой воды берет свое начало в Подземном царстве. Поэтому карта Умеренности, издавна связываемая с целительством и исцелением, означает мёртвую и живую воду.

Пятнадцатая карта изображает Диавола, князя Подземного царства, и находящихся в его власти пленников. Это — место обитания проданных душ. Здесь Герою придется искупить свою вину и освободить глубоко скрытое добро. В древних сказаниях силы тьмы предстают перед ним в виде змеи, царя змей или дракона, и победить их должны силы света. Эта (полуночная) битва происходит на карте XVI — Башня. Молния (орудие верховных божеств — Зевса, Тора) разрушает темницу (ложное сознание), освобождая заключенные в ней души.

На семнадцатую ночь от последнего полнолуния, после трех дней полной темноты, над западным горизонтом впервые появляется серп новой луны. Таким образом, XVII Аркан Звезды символизирует новые надежды и указывает, что Герой достиг того источника живой воды, о котором говорит Аркан XIV. Но еще не все опасности позади. Царство ночи не отпускает Героя, оно пытается удержать его. Во всех преданиях законы этого царства строги: кто оглянется, тот пропал (Эвридика и жена Лота), кто съест там что-нибудь, хоть зернышко граната, больше не вернется на свет Божий (Персефона). Однако на ней мы видим и путь к горнему Иерусалиму — те же башни, которые на тринадцатой карте виднелись лишь на горизонте, теперь находятся прямо перед нами.

Карта Солнца (XIX) символизирует новорожденный Свет, а тем самым и победоносную кульминацию путешествия Героя. Восток (Солнце) как бы повторяет образы Запада (Смерть), но по-своему: там темные цвета, а здесь — светлые, там черное знамя Смерти, здесь — красное полотно знамени Жизни. То, что ребенок появляется на девятнадцатой карте, то есть почти перед концом путешествия, указывает на простоту, к которой возвращается Герой после всех жизненных перипетий. Недаром в Библии сказано: «Если не будете как дети (именно, а вовсе не «останетесь детьми»!), не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3).

Предпоследняя карта (XX) Суд дает окончательное решение и освобождение, уже не трудное, потому что все предпосылки созданы и препятствий нет больше. Три существа, восстающие из четырехугольных гробниц, означают высвобождение божественного начала (символизируемого числом 3) из земного плена (число 4).

Отсюда ясно и значение последней, XXI Мир карты: это вновь обретенный рай, коронация Героя, хеппи-энд, которым так счастливо заканчиваются старинные сказки: «И стали они жить-поживать да добра наживать».

(Более подробно о Пути Героя и значении его этапов рассказывается в книге: Хайо Банцхаф. «Таро и Путешествие Героя»)

Упражнение : Определение фазы цикла жизнедеятельности.

Техника работы:

Представьте себе один из циклов в вашей жизни, это может быть работа, учеба, семейная жизнь, отношение с кем - либо, обучение психологии или личностного роста, и проч. На какой фазе вы находитесь сейчас? Какой старший Аркан характеризует это? Почему? Аргументируйте.